ПАО «Океанрыбфлот» — одно из крупнейших рыбопромышленных предприятий Камчатского края.

1 апреля 1968 года – день рождения ПАО «Океанрыбфлот». Уже  49 лет крупнейшая рыбопромышленная компания уверенно сохраняет лидирующие позиции как ведущий поставщик рыбопродукции, надежный партнер и добросовестный налогоплательщик.

— Все суда компании оснащены сертифицированным природоохранным оборудованием. Подтверждением ответственного отношения ПАО «Океанрыбфлот» к вопросам экологической безопасности является добросовестное выполнение требований природоохранного законодательства в части лицензирования осуществляемой деятельности.

Ежегодно через рыбоперерабатывающие цеха судовых заводов  проходит около 250 тысяч  тонн сырца, что составляет приблизительно 30% от общего количества ресурса, добываемого камчатскими предприятиями.

Основное количество рыбы и морепродуктов добывается и перерабатывается прямо в районе промысла, в богатых сырьевыми ресурсами и экологически чистых Охотском и Беринговом морях. Это  само по себе уже является гарантией высокого качества продукции  и позволяет ПАО «Океанрыбфлот» входить  в число двухсот  крупнейших предприятий современной России.

 



Летопись полувека:

Много славных страниц вписал коллектив предприятия в рыбацкую летопись Камчатки. В нем трудилось несколько Героев Социалистического труда, в том числе первый начальник предприятия Георгий Васильевич Мещеряков, много орденоносцев, знатных рыбаков Камчатки. Экипажи «Океанрыбфлота» прокладывали рыбацкие морские дороги далеко в Мировой океан, осваивая самые дальние пределы Тихого  и Индийского океанов.

И в наши дни «Океанрыбфлот» остается самым стабильным, благополучным и известным рыбацким предприятием Камчатки и всего Дальнего Востока. Благодаря умелому руководству и сплоченному коллективу, «Океанрыбфлот» не только справляется с теми производственными и социальными задачами, которые взял на себя изначально, но и наращивает свои возможности.

Рыбацкая дорога в Тихий океан была проложена экипажами судов Управления тралового и рефрижераторного флота (УТРФ), история которого начинается с 1936 года, когда в составе Акционерного Камчатского общества (АКО) была создана база активного опытного лова (БАОЛ) во главе с известным на Камчатке рыбаком Петром Мартыновичем Макштасом.

БАОЛ имела два маленьких паровых сейнера так называемого калифорнийского типа— «Вилюй» (капитан Якимов) и «Авача» (капитан Косьмин), и два дрифтера – «Плутон» и «Сатурн». В сентябре того же года флот базы пополнился первым отечественным рыболовным траулером «Дальневосточник» мощностью главного двигателя в 650 л. с. и грузоподъемностью 300 тонн. Для тех лет это было серьезное подспорье, и камчатские рыбаки увереннее стали осваивать траление в море камбалы и сельди. Ловили в основном в Авачинском заливе и в бухтах, находящихся к югу от Авачинской губы. Уже в 1937 году опытные траления переросли в промышленные, а через год БАОЛ переименовали в Управление активного морского рыболовства – Морлов, что доказывает окончательное становление тралового рыболовства на Камчатке. Правда, годовая добыча рыбы тралением была еще не значительной – всего 500 тонн из одного миллиона тонн общего камчатского улова. Но в 1940 году Морлов получил еще несколько паровых траулеров, и вылов рыбы поднялся почти до двух тысяч тонн.

В 1950 году Морлов переименовали в Управление тралового флота с годовой добычей рыбы уже в 7,5 тысяч тонн. Начали приходить средние рыболовные траулеры, построенные в ГДР. Первыми появились на Камчатке СРТ–300 «Капитан Закхеев» и «Механик Лесовой». А с 1957 года предприятие стало называться УМАР, что означало — Управление морского активного рыболовства. В 1959 году на полуостров поступили первые рефрижераторы, которые передали в состав Управления, переименовав его вновь и уже окончательно в Управление тралового и рефрижераторного флота – УТРФ. Первым руководителем УТРФ стал Петр Илларионович Анода.

В том же 1959 году УТРФ получило новую, построенную в Японии первую сельдяную базу «Ламут», а поисковые суда «Академик Книпович» и «Крузенштерн» впервые ушли далеко в океан, пересекли 180–й меридиан и обнаружили в Бристольском заливе большие скопления сельди. Именно этот год можно считать началом выхода камчатских рыбаков в Тихий океан.

Это было непросто –  на небольших СРТ переходить через океан и рыбачить у дальних берегов Канады и Аляски. Большие сложности испытывали рыбаки и при тралении, так как СРТ не были оснащены приборами обнаружения рыбных скоплений. Рыбачили, полагаясь на собственные знания, интуицию да еще – рыбацкую удачу. И мечтали о днях, когда на Камчатке появятся БМРТ – большие морозильные рыболовные траулеры.

И в 1961 году для УТРФ был построен первый БМРТ «Браслав». Это было по-настоящему океанское судно с мощностью главного двигателя в 2000 л. с. и грузоподъемностью 600 тонн, автономность плавания составляла 80 суток. Обрабатывающий завод мог за сутки переработать до 65 тонн рыбы-сырца. Капитаном-директором назначили известного камчатского рыбака Николая Владимировича Сотникова.

Вскоре пришел второй БМРТ – «Хинган», а с 1963 года эти траулеры стали поступать на Камчатку один за другим: «Опала» и «Николай Островский» (1963), «Узбекистан» и «Куба» (1964), «Ительмен» (1965), «Восход», «Трудовые резервы», «XV съезд ВЛКСМ», «Пётр Овчинников», «Борис Горинский», «Алексей Махалин» (1966), «Юность», «Штурман Елагин», «Илларион Рябиков», «Пахачи» (1967). С пополнением флота УТРФ судами этого типа резко выросли уловы рыбы. Уже в 1963 году БМРТ «Хинган» (капитан-директор В. А. Дубовицкий) за год добыл 11 тысяч тонн. В 1964 году БМРТ «Н. Островский» (капитан-директор П. А. Рязанов) взял 15 тысячи тонн, поставив всесоюзный рекорд. В 1965 году добыча БМРТ «Узбекистан» составила 13 тысяч тонн, за что его капитан-директор Г. В. Мещеряков получил звание Героя Социалистического Труда.

В 1966 году общий вылов тралфлота достиг 210 тысяч тонн. Суда типа БМРТ стали поступать в рыболовецкие колхозы, к берегам Камчатки впервые пришли рыбаки из Магадана и Хабаровского края. Началась настоящая конкуренция, борьба за рыбу. К тому же именно в этот год резко упали уловы олюторской сельди и охотоморской камбалы, стада которых были подорваны чрезмерно активной рыбалкой. Нужны были новые районы и новые объекты промысла. Это заставило Камчатрыбпром полностью перестраивать всю структуру. Из состава УТРФ вышел транспортный флот и судоремонтный завод «Фреза». В УТРФ остались только рыбаки. В те годы все БМРТ и часть СРТ ходили, в основном, в Бристольский и Аляскинский заливы Берингова моря, к островам Королевы Шарлоты и Ванкуверо-Орегонский промысловый район ловить окуня, камбалу, хека и сельдь. Вскоре начали осваивать и более южные районы Тихого океана вплоть до Гавайских островов.

Руководство Камчатрыбпрома, понимая, что океанический лов полностью состоялся, решило выделить его в отдельное управление.

1 апреля 1968 г. был подписан приказ о создании самостоятельного Управления океанического рыболовства. Его начальником стал Г. В. Мещеряков.

В 1977–м году УОР был переименован в Петропавловскую базу океанического рыболовства (БОР), а в 1992–м база была акционирована и стала открытым акционерным обществом «Океанрыбфлот».

08.12.2014 г. внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Океанрыбфлот» было принято решение о приведении наименования в соответствие с нормами главы  Гражданского Кодекса Российской Федерации, в  связи с чем ОАО «Океанрыбфлот» стало ПАО (публичное акционерное общество) «Океанрыбфлот».

Сегодня ПАО «Океанрыбфлот»- одно из крупнейших рыбодобывающих предприятий не только Дальнего Востока, но и России в целом. Трудовой коллектив – главная гордость и слава компании. Именно люди обеспечивают высокое качество выпускаемой продукции и успех предприятия. Благодаря рыбакам и специалистам береговых служб ПАО «Океанрыбфлот» уверенно смотрит в будущее.