Сквозь шторма и ледяные заторы…

В разгаре минтаевая экспедиция, и все суда Океанрыбфлота в Охотском море.  Экипажам пришлось нелегко- 2018 год начался с постоянных штормов,  буквально с первых дней они атаковали суда и уже третий месяц держат моряков в напряжении.

Но рыбаки компании- это сплоченная команда настоящих профессионалов. «Промысел идет успешно, и объясняется это в первую очередь грамотным подбором кадров, -говорит капитан-директор БМРТ «Матвей Кузьмин» Андрей Романчук.- Попадая к нам, новички быстро учатся, и после работы на «Кузьмине» почти сразу  становятся  востребованными, дефицитными кадрами, их берут потом на любой пароход. Специалисты хорошие и простоев у нас почти не бывает. Экипаж постоянный, после отпуска все рвутся обратно на «Матвей Кузьмин». Большинство рыбаков здесь по 15-20 лет на одном траулере, они очень сплочены, понимают друг друга с полуслова, и поэтому, наверное, мы на передовых позициях. Мне не стыдно за пароход, не стыдно за экипаж, не стыдно за себя.»

Андрей Борисович- бессменный капитан «Матвей Кузьмина». Он любит свою работу, и личным примером показывает, что значит жизнь настоящего моряка. Упорный труд, усталость, монотонность будней, бессонные и тревожные ночи во время штормов, но потом возвращение домой с чувством выполненного долга. К любимой жене, которая всегда ждет мужа из рейса и обязательно встречает его в порту. А после отпуска опять в море. На БМРТ «Матвей Кузьмин», ставший вторым домом.

Океанрыбфлот неслучайно гордится своими кадрами- подавляющее большинство людей работают здесь десятилетиями. Капитан-директор БМРТ «Мыс Олюторский» Игорь Старовойтов из их числа- в трудовой книжке только одна запись – база океанического рыболовства (позже -Океанрыбфлот). И как все капитаны компании, считает свой пароход вторым домом и учит молодых штурманов относиться к нему также. На «Олюторском» очень молодой командный состав. Но Игорь Олегович утверждает — своим подчиненным он доверяет на все сто: «Неопытным  людям никто пароход не доверит. Ну да,  мальчишки.. они  совсем  молодые, но на самом деле это уже опытные моряки, они  уже по три года работают штурманами. И я спокоен, когда они на вахте. Все мы были мальчишками, я тоже пришел в 19 лет после мореходки, тоже стоял один на мостике, руководил процессом вылова. Все мы через это прошли, учились на своих ошибках, старшие помогали, советовали, опытом делились. А теперь делюсь своим опытом и я. »

20 лет в компании трудится  боцманом Виктор  Бовш.  В его обязанности входит научить матросов морскому делу, он отвечает за аварийно-спасательное состояние судна,  за швартовые и грузовые устройства,  следит за порядком, за чистотой внутри помещения и корпуса судна. То есть, у боцмана много обязанностей и большая ответственность. Но его это не пугает: «Вдали от берега проще, все понимают, зачем они пошли в море. Люди знают свои обязанности, остается их только организовать, обеспечить всем необходимым. Многие операции — швартовые работы, грузовые работы в море во время промысла отработаны и доведены до автоматизма. Море любит сильных, и не прощает ошибок. Когда люди начинают небрежно подходить к своей работе, оно может показать свой характер. Поэтому очень важно, чтобы весь экипаж это понимал и относился к своим обязанностям со всей ответственностью. Океанрыбфлот- это не просто место работы. Это моя жизнь, судьба. Здесь во все времена была стабильность, лучшее отношение к пароходам, забота о людях лучше,  чем в других компаниях. Да, я люблю свою работу, знаю коллег много лет, уже  родные все. Конечно, другие компании предлагали уйти к ним, особенно, в перестройку, когда всем было тяжело. Но я не мог уйти. Просто не мог. Здесь все свое, родное. И дело не в деньгах. Я просто не представляю, как смогу жить  без моря, без своего коллектива. У нас ведь очень хороший коллектив. Сплоченный за многие годы.  Я тут с   1989 года. Когда приехал, думал, ненадолго, оказалось —  навсегда.»

Человек-легенда есть и на БМРТ «Матвей Кузьмин», старший механик  Юрий Меркулов убеждён, — люди всегда могут найти общий язык, какие бы преграды перед ними не стояли. А стержнем доброжелательных отношений является совместный труд, который, как известно, объединяет.

«Никуда не уходил из компании. И когда Океанрыбфлоту было плохо,  и когда было хорошо. Меня тянет на пароход. Попробовал отдыхать подольше -не получается, начинаю сходить с ума. Видимо я уже такой моряк, что мне здесь лучше, чем на берегу.  Что касается денег -деньги, это хорошо, конечно, но последние лет 10 деньги для меня точно не главное, я люблю свою работу, она занимает основное время моей жизни, и меня это устраивает.»

Складывается ощущение, что старшие механики Океанрыбфлота не просто коллеги, а члены большой и дружной семьи. Стармех «Мыса Олюторского» Виктор Саяпин практически полностью повторяет слова Юрия Меркулова, говоря о своем коллективе: «На нашем  пароходе на редкость дружные и ответственные люди—я такого единодушия нигде не видел. Основной состав трудится по 30 лет. Многие говорили во время первых  рейсов- все, больше не пойду.. а потом смотришь- а он на пароходе, в рейс собирается. И я также,  с 1982 года здесь…думал три года отработаю   и уеду. И так уже 36 лет. Как-то с женой подсчитывали, сколько времени я провел дома и сколько в море. Посчитали- в браке мы 25 лет, но вместе прожили 10. Остальное время я провел в море. Жене своей я очень благодарен. Ей досталось, конечно. Ребенок родился с травмой, нужны были уколы.  Я  в море, ничем помочь не могу, а она пешком с ребенком в пургу в поликлинику ходила. Теперь дочь большая уже, все хорошо, но тогда жене было очень тяжело.  Годы в море бесследно не проходят. Я раньше, по молодости,  заходил в каюту капитана или старпома, видел снотворное на столе и не понимал, зачем, в море же спишь, как убитый. А теперь понимаю.  Из года в год замкнутое пространство, сильный шум, ты не спишь, а прислушиваешься к работе механизмов…а дома потом вообще спать не можешь- тишина давит, не хватает звуков.  Нервная у нас работа. Я давно понял- чем старше по должности, чем больше ответственность, тем больше нервов. Но это -моя работа, и трудиться я буду, пока здоровье позволяет. Мне спокойно работать, потому что у нас великолепная команда.  Надежные люди, грамотные, реально-  команда. Знают дело, знают друг друга, не надо ничего объяснять- сами все понимают. С ними легко работать, и это особенно важно, если учесть, что всё  обеспечение парохода держится на электромеханической службе. Света не будет- всё, все процессы остановятся. Но пока моя команда в сборе- любимый пароход может  жить спокойно.»

 

Словно иллюстрация к рассказу старшего механика, в каюте появляются члены его команды. Рассаживаются за столом и рассказывают о том, как когда-то познакомились и дружат по сей день. Евгений Алымов, моторист начинает: « Я больше 20 лет знаю ребят.  Мы много рейсов вместе сделали, и не просто работаем вместе- мы дружим, и после работы общаемся часто. Такой коллектив у нас уникальный.»

«А я с этой командой иду в экспедицию впервые, но знаю их тоже много лет, уверен, мы хорошо сработаемся, — улыбается матрос –рулевой Михаил Харченко,- я их по 20 лет знаю, пересекались всегда, но вместе еще не работали, но знаю, что они очень давно вместе работают и дружат давно».

«Бывает, одному работать легче. Спокойней, но это если текущая работа. А когда аврал, поломка- мы по двое суток плечо к плечу, понимаем друг друга с полувзгляда. У каждого своя специальность, но вместе мы один дружный коллектив и очень этим гордимся, ценим такие взаимоотношения, -продолжает моторист Александр Козенко.

«В завод на обработку сырца мы идем все вместе, тут мы равны, хоть у каждого свой фронт работы, но и там мы дружно работаем всегда- включается в беседу технолог Михаил Ладыженко.

«На берегу увидимся- о, привет, и рады встрече, будто сто лет не виделись, -подхватывает мысль второй механик Руфат Магеррамов. -Мы же приходим на пароход с какими-то проблемами — в семье неладно бывает,  а сюда прихожу, вижу родные лица и легче становится. Сидим. Вспоминаем былое, истории какие-то морские, капитанов легендарных, которые вспоминаются с теплотой.  А кредо наше- всегда быть самим собой и оставаться настоящими рыбаками. Мы все ветераны труда, с наградами правительственными, все по 30 и больше лет работаем.  На других судах нет такой большой, годами  спаянной команды.  Я помню день, когда пришел в Океанрыбфлот- это было 27 декабря 1983 года. Помню, в 9 утра заиграл по радио «Марш Славянки», я вышел из каюты военного корабля, на котором служил и в этот день уволился в запас, а в 12 часов я уже был на промысловом траулере Океанрыбфлота. И с тех пор я здесь.»

«А я с 20 мая 1984 года в Океанрыбфлоте. Тоже бывший военный, лейтенант запаса- мы все бывшие воины, и все после службы пришли в Океанрыбфлот. Каждый думал- на несколько лет, а остался на 30 и более. Мы сами себя называем динозаврами, таких уже больше нет»- добавляет слесарь машинно-котельного отделения Александр Ульянин.

«Я тоже после армии поехал не домой, а на Камчатку, и с 1975 года в Океанрыбфлоте. Служил в Хабаровске, оттуда и поехал на Камчатку. И все эти годы в Океанрыбфлоте, не менял организацию. Так что у нас у всех общая биография, в советские времена же все парни служили и после армии шли зарабатывать. Слабые душой уходили, а мы остались, и будем долго еще работать вместе» — подчеркивает  Михаил Ладыженко.

«Камчатка стала родным домом, это не высокие слова. Хоть я родом из Баку.- говорит Руфат Магеррамов. —  Самое главное, что здесь мы все вместе много лет работаем. Дружно работаем, конфликтов мы не допускаем. Конечно, может кто-то хлопнуть дверью, но надо так  хлопнуть, чтобы потом суметь ее открыть. А конфликтные, ленивые и никчёмные люди — они уходят сразу, не приживаются здесь. Для нас главное — работа, и потом общение друг с другом.»

«А я с детства рисовал якоря, море любил, и был просто помешан на радиоэлектронике, — вступает в разговор радист Петр Бас. – Я собирал цветомузыку, усилители. Много лет работал в Океанрыбфлоте  гидроакустиком, сейчас – помощник  капитана по радиоэлектронике.  Хочу поддержать своих друзей- мы, действительно, отличная команда. В 90- е годы наши коллеги уходили, но мы остались, все пережили. Здесь всегда была стабильность и уверенность в завтрашнем дне. И  будем работать здесь, пока есть силы и пока есть Океанрыбфлот».

Разговор получился душевным. Дружная команда долго рассказывала о себе, о своей работе, о коллективе, который почти стал семьей за долгие годы. По –доброму подшучивали друг над другом, и было видно, что они на самом деле очень дружны. Такие коллективы настоящих рыбаков являются опорой компании. Они не подведут, не бросят в трудную минуту. Честные, отважные и трудолюбивые труженики моря являются достойным примером для подражания. И пока есть такие люди, Океанрыбфлот будет уверенно идти вперед, не опасаясь трудностей и препятствий.

Валентина Боковикова